Такие же буны когда-то были на Балтийской косе….🙄
Старые буны
На Балтике есть участки побережья, которые кажутся частью какого-то гигантского живого организма. В таких местах на берегу и на мелководье можно увидеть огромные зубы. Но на самом деле это никакие не зубы. Это буны.
Хорошо бродить по берегу Балтийского моря, прислушиваться к музыке прибоя и крикам чаек, наблюдать за всем происходящим вокруг, всматриваться в безбрежную морскую даль и дышать свежим морским воздухом. И рассматривать буны, новые и старые.
Буны, они же волнорезы — это искусственные сооружения в виде поперечной дамбы или стенки, уходящие в море перпендикулярно берегу. Их строят для укрепления береговой линии. За них частенько зацепляются рваные рыбачьи сети, обрывки корабельных снастей — тросы и канаты, ветки и даже невесть откуда приплывшие, ободранные деревья; впрочем, это ненадолго, до первого шторма, но через некоторое время все повторяется.
От воздействия штормов и течений старые волнорезы разрушаются, и тогда возводят новые. Недавно завершились работы по восстановлению защитной системы бун в небольшом курортном городе Зеленоградске, который находится в Калининградской области. Здесь для сохранения исчезающего пляжа рядом со старыми бунами в грунт вбили мощные сваи из сибирской лиственницы. Таким образом, появились новые буны.
Новые буны, конечно же, великолепны, однако мне больше нравятся старые, ведь они более живописны. Кроме того, у новых еще нет истории. О них пока-что немногое можно сказать. Буны как буны. Все новенькие волнорезы выглядят одинаково: деревянные сваи вбиты вплотную друг к другу в один ряд и стоят одной сплошной стеной.
Старые же буны — совсем другое дело. Раньше, в давние времена, сваи устанавливали с небольшими промежутками и в два параллельных друг другу ряда, а пространство между ними заполняли валунами и каменными глыбами. Получались надежные волнорезы. Однако нет ничего вечного. Со временем эти волнорезы сильно обветшали. Водная стихия разрушает их медленно, но неумолимо. Иных свай совсем уже нет, другие занесло песком, а многие стали похожими на старые гнилые зубы, сохранившись лишь частично и превратившись в низкие, черные, изъеденные пеньки. Верхушки некоторых далеко ушедших в море свай оказались ниже уровня водной поверхности, и увидеть их теперь можно только сверху — с Зеленоградского пирса, к примеру.
А что же камни? Камни из выщербленных зубов старых волнорезов под влиянием стихии расползаются по сторонам — где по суше, а где и по дну морскому. Но большие глыбы в большинстве случаев так и остаются лежать поблизости, пусть хаотично и беспорядочно, а более мелкие поглощает песок.
Новые буны великолепны, но мне нравятся старые, ведь они более живописны.
Игорь Дуплинский
г. Калининград








