Многое исчезло за эти годы на Балтийской косе: начальная школа, садики, клуб, кинотеатр… 😔
Но благодаря таким удивительным людям, как Лев Борисович Алексеев сохранилась школа парусного спорта и наши дети могут заниматься парусным спортом на Балтийской косе. 😍
С восхищением и искренней благодарностью от всех жителей, родителей и «Вестника Балтийска».


⛵Лодка, парус, ветер

Корреспондент «ВБ» встретилась со Львом Алексеевым, тренером отделения парусного спорта ДЮСШ Балтийского городского округа, звезда в честь которого теперь есть на Аллее спортивной славы стадиона «Балтиец». Пришло время рассказать об этом человеке, скромном по натуре, но имя которого известно очень и очень многим.

Говорил он, конечно, все больше не о себе, а о детях, о лодках (так обычно сами яхтсмены называют свои яхты и швертботы). И происходила встреча, конечно же, на Балтийской косе. Чтобы не терять время, включаю диктофон уже по дороге, когда идем от парома к гидрогавани – наследству, доставшемуся нам после войны от немецкой авиабазы.
Хочется успеть спросить обо всем, и чтобы не мешать тренировочному процессу, начинаю с главного.

— Лев Борисович, кто вы, научивший стольких детей не бояться ни воды, ни ветра, а еще – правильно ставить парус, управлять лодкой, да еще и обгонять по пути своих друзей?
— Я капитан, с флота ушел в 1991 году. На тренерской работе с ребятами-яхтсменами – с 1993 года. А до этого вел кружок по судомоделизму в КЮМе (Клуб юных моряков), где мы знакомили ребят с историей мореплавания и кораблестроения, учились строить по чертежам модели-копии кораблей, проектировать новые модели, производить необходимые расчеты.
Секция парусного спорта на Балтийской косе появилась в декабре 1995 года. Мы тогда, взяв ключи у военных, с разрешения городской администрации «поселились» в ангаре в гидрогавани.

— Что скажете, меняется ли что-то с годами в отношении детского парусного спорта?
— Ничего. Когда волею судеб я в 2007 году попал в Монако на регату, посмотрел на все их причалы, лодки, инфраструктуру, сказал иностранным коллегам: с деньгами все могут, а вы попробуйте без них. Показал им тогда фильм, как мы сажаем детей на лодки и уходим с ними в Польшу. Но несмотря на скудное материальное обеспечение, мы участвуем в соревнованиях, поддерживаем связи с нашими друзьями-поляками, автотранспортом ездим на регаты в Толкмицко, Крыницу-Морску и Эльблонг.

— Насколько мне известно, ваша супруга тоже тренер секции?
— Да. К слову, в октябре Валентина Дранова отметит 50 лет своей педагогической деятельности. Все эти годы она посвятила воспитанию юных спортсменов.

— Расскажите о своих тренерских буднях, пожалуйста.
— Тренерские будни таковы, что днем — занятия на воде, вечером – бумаги, документы. Бумажной работы, которую требуют от нас, действительно много. Программы, отчеты и прочее. И потом, мы с родителями постоянно взаимодействуем. Не скрою, в последнее время какая-то моральная усталость накопилась.

— Как родители относятся к тому, что их дети пришли заниматься все-таки таким небезопасным видом спорта, как парусный?
— Знаете, если кому-то из родителей кажется, что с утра ветер сильный и надо ребенка оставить из-за этого дома, не отпустить на тренировку – то нам хочется, чтобы это было мотивировано. Ведь что у нас с погодой? Меняется по нескольку раз в день. Мы ведь не только на воде их тренируем, физподготовкой занимаемся круглогодично. Это помогает детям укрепить иммунитет против всех болезней, и родители это ценят. Желающих к нам попасть – особенно после инклюзивной регаты – много. Но лодки, правда, у нас старше в 3-4 раза, чем дети. И теперь мы разделили всех детей на две группы, чтобы всех обеспечить выходом на воду. Пока новых лодок нет, купить – дорого. «Оптимист», «Кадет», «Ракета» – эти марки все еще у нас на ходу, мы их чиним, восстанавливаем.

— Расскажите, пожалуйста, какие значимые соревнования прошли в этом сезоне? Кто из детей отличился, на ваш взгляд?
— Этим летом мы участвовали в восьми регатах. В инклюзивной регате «Паруса духа» наша Ольга Токарева была лучшей в классе «Ракета-270». Мой воспитанник Стас Шестаков в международной парусной регате «Кубок трех губернаторов — 2019» занял все первые места из девяти. Вообще, любые успехи наших воспитанников радуют. И мы их помним всегда. На Первенстве России в 2016 году Кристина Дмитриева в классе «Ракета» была третьей. Три хрустальных «Кубка космонавта Леонова» (эти гонки проводятся ежегодно на акватории Пионерского и Калининграда) тоже завоевала она. Девушка учится сейчас в БГА. Таня Резниченко, выступавшая в классе «Ракета», нынче подавала документы в 5 вузов, и во все прошла. Отрадно, что все-таки выбрала специальность, связанную с морем, – факультет гидрологии и картографии в Государственном университете морского и речного флота им. адмирала Макарова в Санкт-Петербурге.
Так за разговором со Львом Борисовичем мы подошли к месту тренировки – к ангару.

ТРАВИ! – ПОДБИРАЙ!
Все дети, разобрав свои швертботы, оперативно отбуксировали их к воде. Ведь нужно все успеть за полтора часа между паромными рейсами. Ветерок свежий, где-то 6-7 м/с, с порывами до 10. А это самый походящий ветер для соревнований, считают дети. Осталось выстроиться всем в линию на воде – подогнать к старту свой швертбот, выслушать – внимательно, чтобы не переспрашивать – какая сегодня дистанция, и вперед! Потом кто до тебя докричится, когда ветер унесет дальше всех? Такие термины как «Трави», «Вытравливай», «Подбирай быстрее», «Втугую» – не сленг, а слова, понятные всем. Это парусный спорт. Для контроля, как спасательное плавсредство, используется лодка типа «Пелла». На ней дети по очереди учатся грести – или поодиночке, или по два человека. У девчонок, кстати, работать веслами вдвоем получается довольно слаженно, набирается хорошая скорость. Все это тренер наблюдает с берега. Новичкам помогают бывалые – те, кто занимается по три-четыре года.

ГОВОРЯТ ДЕТИ
— Вика Метельская, 9 лет:
— Занимаюсь с прошлого лета. Как-то ехали с мамой на пароме, я увидела Валентину Михайловну – подошли, спросили, и я захотела ходить в секцию. Мне очень нравится. Немного боялась с самого начала. Не думаю, что результаты у девочек хуже, мальчиков мы часто обгоняем.
— Захар Осьминкин, 14 лет:
— Семь лет я здесь, и думаю, что наш тренер больше добрый, чем строгий. Несколько лет не приходили что-то девочки совсем, а сейчас появилось сразу несколько. Какое влияние секция паруса оказывает на меня? Сил прибавляется, умение управлять лодкой появляется. Вообще, это уже часть моей жизни.
— Алексей Подкользин, 19 лет:
— Я познакомился со Львом Борисовичем, когда мне было лет 10-11. Очень хотел ходить под парусом, и мучил родителей вопросами – где находится такая секция? Пришел и остался навсегда – вплоть до поступления в военное училище. Сейчас я на каникулах, живу в Балтийске, переправляюсь сюда каждый день с велосипедом. В ангаре много работы с лодками. Могу сказать, что у нашего тренера баланс между добротой и строгостью. И мне на самом деле очень помогло при поступлении то, что я занимался несколько лет у Льва Борисовича и Валентины Михайловны. Они и научат всему, и помогут, если что не так. Было однажды, что прямо на воде тренер мне помог починить мачтовое оборудование. Я тогда думал, что все, снимут с дистанции из-за технической неисправности.
К сказанному хочется добавить: Алексей – правая рука тренера в течение всего лета, часто судит тренировочные гонки, готовит швертботы к выходу на воду, и вообще он почти как заместитель у тренера. Младшие его слушают. На таких надежных ребят, конечно, можно положиться. Для Льва Алексеева, думаю, это и есть самая главная награда – знать, что десятки таких выросших и повзрослевших «его детей» сейчас бороздят моря-океаны и охраняют рубежи нашей страны.
Лада КОВАЛЬЧУК